На главную Написать письмо
 
Новости

26.07.2014

07.04.2014

12.04.2014

Фандомат. В чистом городе - чистая выгода.  
 
 

Банки жестяные становятся золотыми

...Их можно встретить у супермаркетов, станций метро, учебных заведений, в парках и на стадионах. Таких, как они, нет ни в одной стране мира. Эти умные устройства готовы принять любую пластиковую бутылку или алюминиевую банку и тут же рассчитаться за нее монетами. Благодаря им сотни московских подростков получили постоянную работу, а улицы столицы стали намного чище. Их имя – фандоматы.



Не отходя от кассы

О том, как превратить использованные банки и бутылки в реальные деньги, предприниматель Алексей Веселов задумался в 2002 году. К этому времени у него уже был свой стабильный бизнес: его компания занималась проектированием оборудования и технологических линий для производства продуктов питания и переработки отходов.
- Однажды я обратил внимание на то, как бабушки-пенсионерки собирают на улице пустые алюминиевые банки, тут же сминают их и несут в пункты приема вторсырья, – вспоминает Веселов. – Тогда и возникла идея сделать такой «мусорный бачок», в которой можно выбросить банку и сразу получить за это деньги.
Чтобы посмотреть, есть ли такие устройства в других странах и как они работают – сотрудники Веселова отправились в Японию, США, Германию и Норвегию. Оказалось, что ни одна из установленных в иностранных супермаркетах машин не расплачивается за принятую тару из-под напитков «живыми» деньгами. Автоматы выдают либо чеки, которые потом принимаются к оплате, либо жетоны, которые нужно менять на наличные. Иностранцам это не доставляет никаких неудобств. Ведь они обычно закупают продукты и напитки упаковками – на неделю-две вперед, а пустые банки и бутылки сдают при следующем посещении супермаркета, тут же используя полученный чек для оплаты новых покупок.
Для России, где очень много напитков реализуется через палатки и небольшие магазинчики, западные модели автоматов не подходили. Поэтому Веселов решил создать устройство, которое будет моментально рассчитываться с людьми звонкой монетой.

Умная машина

Для реализации проекта Веселов создал компанию «Фандомат». В качестве базовой модели для разработки российского автомата по сбору тары специалисты компании использовали один из немецких аппаратов. Но он подвергся целому ряду технических усовершенствований. Инженеры работали над созданием агрегата два года. Получившееся чудо техники запатентовали и назвали «фандомат», сложив два слова – немецкое «Pfand» («залог») и «автомат».
«Начинка» фандомата состоит из компьютерного блока, монетораздатчика, системы климат-контроля, устройства для приема и идентификации тары, и пр.. При этом аппарат легко поддается перепрограммированию. Например, поначалу он распознавал лишь несколько сотен видов банок и бутылок, а сегодня уже может идентифицировать и принять более 4 тыс. различных моделей тары.
Фандомат оснастили интерактивным табло, которое подсказывает, как обменять тару на деньги, и светящимися рекламными панелями – чтобы привлечь внимание людей. Важно было обеспечить и безопасность аппаратов, чтобы их не могли испортить вандалы. Для этого внутри корпуса установили прочные титановые штыри, а снаружи поверхность фандомата покрыли огнестойкими и антикоррозийными материалами. В результате аппарат получился достаточно дорогим.
– Мы были готовы вкладывать в этот проект свои деньги, – рассказывает Алексей Веселов. – Но чтобы бизнес окупился, мы должны были сразу создавать сеть из нескольких сотен фандоматов. И мы решили обратиться за поддержкой в правительство Москвы.
Мэр Москвы позитивно воспринял идею, предложенную предпринимателями, и столичные власти согласились частично финансировать этот проект.
Заказы на изготовление комплектующих для фандоматов «Фандомат» разместил на разных предприятиях. Например, наружные рекламные панели делаются в Орловской области, монетораздатчики – в Голландии, а окончательную сборку доверили одному из российских заводов.
В 2004 году на улицах столицы появились первые 300 фандоматов. Поначалу не все москвичи понимали, для чего нужны эти симпатичные устройства. Но время показало, что эксперимент удался. За одну банку или бутылку можно получить 10-50 копеек. С одной стороны, это немного. Но малообеспеченные люди, для которых сбор вторсырья – существенный источник дохода, очень рады появлению фандоматов. Ведь они находятся в «шаговой доступности», и чтобы сдать собранную тару, уже не надо ездить за много километров в специализированные пункты приема. Пользуются фандоматами и те, для которых поговорка «Копейка рубль бережет» – не пустой звук. Высоко оценили результаты проекта и столичные власти, так как в городе стало намного чище. В «Фандомат» стало поступать большое количество заявок из префектур с просьбой установить умные машины и в их районах.

Сейчас на улицах Москвы установлено 1500 фандоматов, а к маю будущего года их количество планируется увеличить вдвое.




Подростки на службе чистоты

Одним из условий, на которых правительство Москвы согласилось финансировать проект, было участие «Фандомат» в программе по поддержанию занятости молодежи.
– Фандоматы нужно обслуживать ежедневно, – рассказывает Алексей Веселов. – Необходимо следить за тем, сколько тары в них накопилось, а также своевременно пополнять запас монет. Мы решили доверить эту работу мальчишкам и девчонкам в возрасте от 14 до 18 лет.
Набрать юных контролеров-экспедиторов оказалось не сложно. Ведь компания гарантировала им приличную зарплату – 2,5-3 тыс. рублей в месяц. При этом все деньги платят «по-белому». На каждого сотрудника в компании заводят трудовую книжку, оформляют ему страховое свидетельство Пенсионного фонда и заключают официальный договор. Подросток, принятый на работу, должен каждый день «навещать» один-два фандомата, которые находятся поблизости от его дома или места учебы.
– Каждый контролер-экспедитор получает специальный брелок, – говорит Веселов. – Приставив его к фандомату, можно узнать, какое количество тары накопилось в нем и сколько осталось монет. Эти данные, номер фандомата, а также информацию о внешнем виде аппарата подросток заносит в специальную книжку, а затем звонит в пейджинговую службу и передает их оператору. Далее информация поступает к диспетчерам. Они обрабатывают эти данные и передают в логистическую службу. Менеджеры по логистике, получив сведения о том, из каких фандоматов пора забрать тару, а какие наполнить монетами, выстраивают оптимальный маршрут движения каждого из 27 автомобилей, обслуживающих фандоматы. Логистическая служба компании работает круглосуточно.
Сегодня в компании трудятся 1000 подростков. Большинство из них – контролеры-экспедиторы, некоторые работают диспетчерами и учетчиками, а особо талантливые – наладчиками и программистами, получая до 12 тыс. рублей в месяц.
Новых сотрудников привлекают тремя способами. Во-первых, размещают рекламные объявления о приеме на работу на всех вновь установленных фандоматах. Во-вторых, проводят акции в столичных школах. И, наконец, многие приходят в «Фандомат» по рекомендации друзей.
На текучку кадров в компании не жалуются. В 2005 году Алексей Веселов решил создать на базе компании Общественную молодежную организацию труда и экологии. Для ее членов периодически устраивают интересные мероприятия. А лучших юных сотрудников отправляют в экскурсионные поездки по стране, на отдых в студенческие лагеря и даже на учебу за границу. Все эти мероприятия финансирует компания.
– Этим летом мы отправили на отдых в Ялту 150 подростков, – рассказывает Алексей Веселов. – Для них это стало очень приятным событием. Особенно радовались дети из детских домов и малообеспеченных семей – ведь многие из них прежде не бывали на море.

Работы хватит

Ежедневно сотрудники «Фандомат» извлекают из фандоматов примерно 3 тонны алюминиевой и пластиковой тары. Далее она поступает в цеха компании. Сначала банки отделяют от бутылок. Затем банки направляют в сепаратор, где алюминий отделяется от стали, а далее прессуют в брикеты весом 15-20 килограмм. Часть вторсырья компания реализует в спрессованном виде, а часть перерабатывает самостоятельно в плавильных печах и продает в виде слитков.
Пластиковую тару сначала сортируют по цвету – дело в том, что переработка белых, голубых, зеленых, коричневых, розовых и желтых бутылок ведется раздельно. Далее тару измельчают и промывают в специальных машинах, а получившийся «вторичный» материал реализуют производителям непищевых товаров и материалов – пластиковых вешалок, баков и т.п.
– Использовать это сырье для производства новых бутылок запрещено законом, – говорит Веселов. – Сегодня еще нет таких технологий, которые позволяли бы проводить очистку пластика на молекулярном уровне. Тот, кто первым научится это делать и сможет превращать вторичный ПЭТ в первичный, сразу станет миллиардером.
Сегодня «Фандомат» достиг точки безубыточности. Расчетный срок окупаемости проекта – пять лет. А дальше компания начнет зарабатывать прибыль, при этом рентабельность бизнеса составит 15-20%.
Срок службы одного фандомата – 8-9 лет. Но, к сожалению, многие выбывают из строя, не прослужив и года.
- Когда наш красивый аппарат появляется на улице, всегда находятся те, кто хочет проверить его на прочность, – рассказывает Веселов. – Его пытаются вскрыть, тушат об него сигареты, бьют… От действий особо агрессивных вандалов выходят из строя примерно 3% фандоматов. Хоть мы и сконструировали аппарат таким образом, чтобы каждую деталь можно было заменить, некоторые пострадавшие фандоматы восстановлению не подлежат.
По оценкам «Фандомат», Москва нуждается в шести тысячах фандоматов. После того как удастся достичь этого показателя, компания планирует освоить и другие города России. Конкуренции с другими «мусорщиками» «Фандомат» не ощущает. Ведь сегодня компания перерабатывает только 3% того, что вывозят на мусоросортировочные станции.

Любовь Ерохина-Кандалинцева
"Свой бизнес"
декабрь 2013

Фандомат. В чистом городе - чистая выгода.